Когда ребенок начинает заниматься спортом, многие родители невольно фокусируются на одном — победе. Медаль, разряд, призовое место… Родители искренне радуются, когда тренер хвалит юного спортсмена, и остро переживаем, если что-то идет не так.
Но спорт устроен хитро: итоговый результат зависит не только от усилий ребенка. В игре участвуют и другие факторы:
• решения судей;
• уровень соперников;
• состояние здоровья в день соревнований;
• даже настроение и эмоциональный настрой.
А вот процесс родитель может контролировать вместе с ребенком. Это:
➕регулярность тренировок (не «от случая к случаю», а по расписанию);
➕ответственное отношение к занятиям (пришел — выкладывайся);
➕режим сна и питания (без этого даже талант не раскроется);
➕позитивный настрой перед каждой тренировкой.
📍Почему фиксация на результате опасна?
Когда главная цель — только победа, любое «не получилось» воспринимается как провал. И ребенок, и родитель начинают испытывать стресс, появляется усталость, а иногда и разочарование.
А если переключиться на процесс — на то, что происходит сегодня, — картина меняется:
➕ребенок учится трудиться и не бояться ошибок;
➕маленькие ежедневные победы дают уверенность;
➕занятия становятся в радость, а не в обязанность.
Ирония в том, что именно тогда, когда цель перестает быть навязчивой идеей, часто приходит и результат. Потому что путь становится легким и вдохновляющим.
📍Практический инструмент: правило «3К»
Чтобы сместить фокус с результата на процесс, попробуйте применить простое правило:
1. Контроль — ставьте цели, которые зависят от ребенка. Например:
• сегодня отработаем технику удара;
• пробежим 5 кругов без остановки.
2. Конкретика — составляйте короткий план на каждый день.
3. Постоянство — каждый вечер:
• отмечайте, что выполнено;
• анализируйте, что удалось, а что нет;
• определяйте следующий шаг.
📍Как применять после тренировки
Отмечайте факты процесса: «Ты сегодня старался, выполнил все упражнения, не сдался».
Сделайте короткий вывод: «Техника стала лучше, но нужно поработать над выносливостью».
Определите следующий шаг: «Завтра добавим 2 подхода на выносливость».
📍Важно: хвалите не только за медали, но и за усилия. Ребенок, который знает, что его ценят за старания, а не только за победы, растет уверенным и устойчивым к трудностям.
Но спорт устроен хитро: итоговый результат зависит не только от усилий ребенка. В игре участвуют и другие факторы:
• решения судей;
• уровень соперников;
• состояние здоровья в день соревнований;
• даже настроение и эмоциональный настрой.
А вот процесс родитель может контролировать вместе с ребенком. Это:
➕регулярность тренировок (не «от случая к случаю», а по расписанию);
➕ответственное отношение к занятиям (пришел — выкладывайся);
➕режим сна и питания (без этого даже талант не раскроется);
➕позитивный настрой перед каждой тренировкой.
📍Почему фиксация на результате опасна?
Когда главная цель — только победа, любое «не получилось» воспринимается как провал. И ребенок, и родитель начинают испытывать стресс, появляется усталость, а иногда и разочарование.
А если переключиться на процесс — на то, что происходит сегодня, — картина меняется:
➕ребенок учится трудиться и не бояться ошибок;
➕маленькие ежедневные победы дают уверенность;
➕занятия становятся в радость, а не в обязанность.
Ирония в том, что именно тогда, когда цель перестает быть навязчивой идеей, часто приходит и результат. Потому что путь становится легким и вдохновляющим.
📍Практический инструмент: правило «3К»
Чтобы сместить фокус с результата на процесс, попробуйте применить простое правило:
1. Контроль — ставьте цели, которые зависят от ребенка. Например:
• сегодня отработаем технику удара;
• пробежим 5 кругов без остановки.
2. Конкретика — составляйте короткий план на каждый день.
3. Постоянство — каждый вечер:
• отмечайте, что выполнено;
• анализируйте, что удалось, а что нет;
• определяйте следующий шаг.
📍Как применять после тренировки
Отмечайте факты процесса: «Ты сегодня старался, выполнил все упражнения, не сдался».
Сделайте короткий вывод: «Техника стала лучше, но нужно поработать над выносливостью».
Определите следующий шаг: «Завтра добавим 2 подхода на выносливость».
📍Важно: хвалите не только за медали, но и за усилия. Ребенок, который знает, что его ценят за старания, а не только за победы, растет уверенным и устойчивым к трудностям.
Источник: "Ребёнок в спорте"
